Как научить ребенка есть самостоятельно

Как научить ребенка есть самостоятельно

Анастасия Ивановна Шалунова

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

г. Москва
Время на прочтение: 10 минут

Ребенку бывает сложно научиться пользоваться ложкой, да и от взрослых этот процесс требует внимания и терпения. Как научить малыша есть самостоятельно, какими должны быть кусочки пищи и нужна ли в полгода посуда? Полезные советы дает нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, в каком возрасте детей учат есть самостоятельно?

— Это очень важная тема и для родителей, и для врачей. Дети начинают самостоятельно питаться в разном возрасте. Но приучать их держать в руках приборы и пользоваться тарелочками можно с самого начала прикорма.

Педиатры рекомендуют пробовать предлагать ребенку есть самостоятельно с 6-7 месяцев. К этому моменту ребенок должен:

  • уверенно брать и удерживать в руке ложку;
  • сидеть без поддержки;
  • в течение трех-четырех недель есть прикорм.

Малыш должен понимать, зачем нужно садиться за стол и для чего ему дают столовые приборы — тогда ему будет проще научиться самостоятельности.

Ребенок и без родителей может освоить навык самостоятельного приема пищи, но все-таки ему стоит помогать. Личный или коллективный пример работает наилучшим образом. В противовес этому можно вспомнить истории детей-«маугли», которых никто не обучает социальным навыкам, что дает соответствующий печальный результат.

— Что делать, если родители упустили момент начала обучения? Как научить ребенка есть ложкой?

— Запастись терпением. По отзывам мам маленьких детей, в этом очень помогает максимальная социализация — например, пребывание в детском саду. В группе малыши повторяют действия друг за другом и втягиваются в процесс. Если ребенок не может ходить в детсад, то важно посещать больше общественных мест, чтобы он видел, как питаются другие дети.

Можно учить играючи и под мультики, но главное — не заиграться

  • Игры с едой используют как дидактический материал: родители рассказывают про форму, размер, текстуру продукта.Важное условие: играть не во время еды.
  • Мультики должны нести смысловую нагрузку: их надо подбирать по теме питания.Телевизоры, планшеты и телефоны используются точечно для отвлечения малыша, а не ежедневно.

— В каком возрасте можно давать ребенку еду кусочками?

— Текстура продукта имеет большое значение во время знакомства ребенка с твердой пищей и первых шагов к тому, чтобы кушать самостоятельно. Жевать и глотать он учится постепенно, переходя от полужидких продуктов к плотным и твердым.

  • В 3-4 месяца некоторые выбирают педагогический прикорм с целью не накормить, а дать попробовать вкус продукта. И здесь кусочки будут размером со спичечную головку.
  • В 4-6 месяцев вводят первый настоящий прикорм — это гомогенные каши или пюре.
  • В 6-7 месяцев дают мягкие кусочки размером с ноготок мизинца, чтобы ребенок не подавился.

Врачи отмечают, что твердая взрослая пища помогает правильно формироваться всем структурам детского организма. Особенно она важна в развитии головного мозга, зубов и прикуса.

— Нужна ли термическая обработка овощей и фруктов или можно давать их ребенку в сыром виде?

— Лучше термически обрабатывать плоды, но нужно учитывать вид овощей и фруктов, а также то, даете вы продукт из магазина или выращенный на собственном участке. В любом случае маме желательно быть внимательной к малышу и в идеале вести дневник питания, отслеживая поведение ребенка, реакцию его организма, изменения стула и так далее.

— Как способность ребенка есть без помощи мамы связана с его развитием и здоровьем?

— Примерно к семи месяцам формируется ладонный тип захвата: ребенок может брать и удерживать руками мелкие предметы. С этого момента ему можно предлагать попробовать фруктовые дольки или печенье. Но раньше этого возраста давать их нежелательно.

К активному самостоятельному питанию приучают с 6 до 10-12 месяцев. Если упустить время, то дальше ввести в рацион твердую пищу будет проблематично.

К чему приводит отсутствие умения жевать:

  • ребенок начнет давиться едой, выплевывать пищевой комок, отказываться жевать и глотать предлагаемый продукт;
  • могут выработаться склонность к жидкообразному питанию, излишняя разборчивость в еде;
  • нарушаются пищеварение, становление навыков речи.

— Как не подавиться? Есть ли какие-то правила кормления?

— Маленький ребенок чаще давится едой и мелкими предметами от игрушек. Даже дети у груди могут поперхнуться молоком в случае индивидуальных особенностей организма малыша и матери. Чтобы избежать неприятных ситуаций при срыгивании, после кормления младенца нужно держать на руках вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

Основная ошибка родителей — они торопятся. Рано начинают приучать ребенка есть самостоятельно или дают ему большую порцию, большие кусочки еды. Неподготовленный малыш просто не поймет, что делать с ложкой, тарелочкой, едой. Научить держать ложку или брать еду руками, подносить пищу ко рту и полноценно ее пережевывать можно только постепенно и не спеша.

— Если ребенок все-таки подавился, как ему помочь?

— К таким моментам важно подготовиться и заранее посмотреть обучающие видео.

Первая помощь подавившемуся младенцу

Не удается все откашлять
  • Руки ребенка поднимают вверх, чтобы шире открыть дыхательные пути, — тогда дыхание может нормализоваться само.
  • В сложных случаях можно выложить ребенка животом на предплечье, с небольшим наклоном, чтобы спина оказалась выше головы. Несильно похлопать по межлопаточной зоне.
Сильный кашель, но при этом дыхание нормальное
  • Еда остановилась в гортани. Вызовите рвотный рефлекс, чтобы пища покинула орган.
Состояние ухудшается — срочно обращайтесь к медикам по номеру «112»
  • Иногда до приезда скорой родителям приходится самим делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца малышу.

— Помогая подавившемуся ребенку, родителям нужно помнить, что любой кашель всегда эффективнее физических манипуляций с телом. И если ребенок пытается откашляться, не нужно вмешиваться, организм справится сам.

Если ребенок подавился чем-то твердым, не пытайтесь зажать и вытащить инородное тело пальцами или пинцетом. Оно может проскочить еще глубже и поцарапать нежную слизистую рта и органов дыхания малыша.

Критические ситуации, при которых нужно незамедлительно оказать помощь:

  • ребенок не может самостоятельно дышать;
  • у малыша широко раскрыты глаза;
  • ребенок испуган, обхватывает горло руками;
  • слышны хрипы;
  • повышено слюноотделение, рот широко открывается;
  • малыш краснеет, затем начинает синеть, теряет сознание.

— Нужно ли покупать ребенку личную посуду и другие аксессуары для еды?

— Приступать к еде из посуды лучше с шести-семи месяцев. Если молочные зубы начинают резаться рано, то с четырех-пяти месяцев можно пользоваться ниблером.

Личная детская посуда независимо от формы и размера, персональное и постоянное место за столом, определенное время кормления — все это приучает ребенка к самостоятельному питанию.

Начинают знакомить малыша с тарелками и ложками также с четырех-пяти месяцев. Первым делом мама может поиграть с ребенком и понарошку приготовить кашу в кастрюльке, положить ее на тарелочку и выдать ложечку.

Посуда для кормления малыша должна быть легкой и безопасной. Цвет и форма подбираются индивидуально. А вот рисунки на тарелке могут стать заменой мультикам, если их рассматривать или придумывать истории. Например, «Съешь кашу или суп и увидишь, что спрятано на дне тарелки» или «Давай спасать героя». Главное — не заиграться в этот момент, чтобы ребенок поел.

— Если ребенок не хочет есть с ложки, какие принципы обучения помогут родителям?

— Если ребенок отказывается от столовых приборов, пробуют другие варианты либо подбирают другую консистенцию пищи. Расскажу случай из личного опыта.

Младшей дочке 3,5 года, и она любит залезать в тарелку руками, особенно в суп, хотя с ложками дружит, вилками и ножом тоже пользоваться умеет. Возможно, она таким способом решает какие-то тактильные задачи, и мы ее за это не наказываем, но стараемся, например, не заказывать супы в кафе. Важно помнить, что на личном примере проще научить ребенка есть ложкой, и существуют психологические моменты, за которые не поругаешь и которые в то же время нельзя назвать отклонениями.

— То есть у малыша может быть своя веская причина отказа от посуды.

— Нередко ребенок отказывается от еды, если он в ней не заинтересован, ему не нравится цвет посуды или форма ложки или же то, что мама настойчиво сует ложку в рот, поторапливает его. Ассоциации с едой должны быть положительными. Очень важно питание ребенка с семьей, поэтому желательно как можно чаще всем вместе собираться за столом: так малыш получит образец для подражания. Социализация сделает свое дело, и ребенок привыкнет, что все едят ложками и вилками, каши и супы подают в глубоких тарелках, а овощи, крупы и макароны — на плоских.

Еще одна интересная задача — как научить ребенка пить из чашки. Родители идут на хитрость и дают малышу питье из чашек с носиком, поильников с силиконовыми трубочками. Но все это помогает временно. Когда ребенок уже умеет что-то держать в руках и координировать свои движения, нужно чаще давать ему обычную кухонную кружку или чашку, которую он может удержать, в том числе с жидкостью определенного объема. Например, если ребенок быстро привык к кружечке, заполненной наполовину, не наливайте ее до краев. Всегда нужно учитывать два момента — детский интерес к посуде и желание взрослых помогать в формировании нового навыка.

Самый оптимальный возраст для обучения ребенка есть самостоятельно — с шести до двенадцати месяцев. Мамы и папы должны быть на подхвате и помогать, чтобы малыш понимал, чем он занимается. Еда должна стать возможностью утолить голод, частью режима дня, увлекательным и безопасным процессом — это максимально приятно для ребенка и полезно для формирования навыка самостоятельного питания.

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

Шалунова Анастасия Ивановна
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Эта статья была полезной для вас?
Поделитесь ею в социальных сетях!